ОСНОВНЫЕ ПОЗЫ СНА
Моя пациентка, молодая женщина, лежит на психоаналитической кушетке,
демонстрируя позу, в которой спит. Она уже описала эту позу словесно, но я
попросил ее продемонстрировать. Так достигаются три цели: во-первых, это
дает ей ощущение личного участия в эксперименте (разыгрывается нечто вроде
психоаналитической драмы); во-вторых, то, что она мне рассказала, получает
конкретное подтверждение; и, наконец, это позволяет мне подметить детали,
которые она, возможно, не сочла достаточно важными для подобного описания.
Молодая женщина приняла одну из четырех основных, базовых поз - "зародыш".
Она лежит на боку свернувшись, ноги согнуты в коленях, колени подтянуты
как бы в попытке достать ими подбородок. Все тело свернуто в клубок
(калачиком).
экстракт из:
НОЧНОЙ РАЗГОВОР ТЕЛА. Самюэл ДанкеллОбъясняя значение этой позы, я не пользуюсь методом метафор или символов.
Я умышленно избегаю набора стандартных символов с заданными значениями,
которые употребляются в традиционном толковании снов, где, например,
предполагается, что чаша - это замаскированное влагалище. Вместо такой
интерпретации я сказал бы, что для непосредственного восприятия чаша
характеризуется округлостью и глубиной и ей свойственно принимать в себя,
ограничивать и содержать жидкость. Аналогичным образом я пытаюсь заставить
"говорить" позу "зародыша", чтобы смысл исходил из самой конфигурации. Я
замечаю, что человек, лежащий в этой позе, скрывает лицо и большую часть
внутренних органов, причем он может свернуться вокруг какого-то предмета,
например подушки, служащей чем-то вроде сердечника. Руки и ладони замыкают
кольцо, обхватывая колени, или подсовываются таким образом, чтобы еще
больше закрыть центр тела.
Рис. 2. Поза "зародыш".
Из общего впечатления, которое дает мне эта поза, я замечаю, что данный
индивидуум еще не осмелился развернуться, подставить себя событиям жизни.
Такой человек спит и живет подобно плотно свернутому бутону, не позволяя
себе раскрыться. Она (или он) сопротивляется попыткам подвергнуть себя
полному, открытому опыту радостей и трудностей жизни.
Кроме того, я рассматриваю позу спящего в ее отношении к пространству
постели.
Те люди, которые принимают позу "зародыша", имеют тенденцию занимать углы
постели, обычно верхние, отворачивая лицо наружу (от стены).
В дневном мире, как и в позе сна, такие люди проявляют сильную потребность
в защите и в "сердечнике", вокруг которого они могут организовать свою
жизнь и от которого могут зависеть. Обычно они придерживаются зависимого
поведения, которое обеспечивало им безопасность в ранние годы жизни.
Основная поза, которую принимает индивидуум во сне, столь же показательна
по отношению к его образу жизни, как и все другие показатели, с которыми
мы встречаемся на сеансах терапии: личностные характеристики, реакция на
себя и людей как в прошлом, так и во время проведения исследования, а
также материалы сновидений.
Посмотрим, например, на вторую из основных поз сна - "простертую". Как уже
отмечалось, она отражает попытку обрести господство над пространством
постели, охватить его как можно полнее, сделав своим владением.
Лежа лицом вниз, обычно с руками, закинутыми выше головы, вытянутыми
ногами и слегка раздвинутыми ступнями, спящие в такой позе как бы защищают
себя от неприятных сюрпризов ночного поведения. Если им не удается таким
образом доминировать на постели, они чувствуют себя уязвимыми.
Рис. 3. "Простертая" поза.
Эти люди обнаруживают аналогичную потребность регулировать события дневной
жизни: они не любят неожиданностей и организуют свою жизнь так, чтобы,
насколько возможно, этого избегать. Например, они почти всегда приходят в
назначенное время и их беспокоит, когда другие опаздывают. Они пекутся о
деталях, точны и аккуратны, и, если что-то препятствует их "доминирующим
потребностям", они удвоят усилия, чтобы привести мир в согласие со своими
предписаниями. Тот, кто чувствует себя особенно неуютно при встрече с
неожиданностью, может, подобно молодой женщине, упомянутой в предисловии,
спать не просто в "простертой" позе, но и по диагонали, пытаясь достигнуть
еще более полного господства над миром сна.
Третья основная поза - сон на спине. Древняя пословица гласит: "Король
спит на спине, мудрец - на боку, а богач - на животе". И в самом деле, я
нашел, что тот, кто спит в "королевской" позе, обычно чувствует себя
королем или королевой в своем сне, так же как и в дневном мире. Обычно
такие люди были любимыми детьми или детьми, которые находились в центре
внимания. Многие профессиональные актеры любят спать в этой позе, возможно
потому, что она совпадает с позой, в которой они принимают, аплодисменты
публики. В театральном ли мире или вне его - те, кто спит в "королевской"
позе, обычно обладают чувством безопасности, уверенностью и силой
личности, которая позволяет принять окружающий мир со всем тем, что он им
предлагает.
Рис. 4. "Королевская" поза.
И днем, и во сне они чувствуют себя в мире как рыба в воде. Они открыты
всему, рады давать и принимать, так же как их любимая поза во сне
оставляет их открытыми перед миром ночи.
Но если говорить о том, какая поза чаще всего встречается у людей во сне,
то я бы назвал позу "полузародыша". Согласно исследованию, проведенному
Борисом Сиднеем в Гарварде в 1909 году, 75% тех, кто был правшой, спали
главным образом на правом боку - и не только когда засыпали, но и позже,
во время более глубоких фаз сна.
Хотя большинство из них переворачивались в течение ночи на другой бок,
правши отдавали четкое предпочтение правому боку, а левши - левому.
Сон в позе "полузародыша", т. е. на боку со слегка подтянутыми коленями,
имеет то физическое преимущество, что такое положение тела сохраняет
тепло, но при этом не препятствует циркуляции воздуха вокруг тела. Кроме
того, защищена центральная часть тела, особенно ее главный орган - сердце.
Поза "полузародыша" обеспечивает большую маневренность в течение ночи, чем
любая другая из основных поз, поскольку позволяет поворачиваться с боку на
бок, не разрушая конфигурации тела. Очевидно, что в "простертой" позе или
в позе на спине возможности движений, которые еще сохраняют позу, более
ограничены.
Рис. 5. Поза "полузародыш".
Итак, в позе "полузародыша" содержится хороший "здравый смысла" с точки
зрения физического комфорта и функционирования организма личности; она
показывает аналогичную степень приспособления к миру. Лица, которые
избирают эту позу, обычно уравновешенны и надежны. Они могут
приспособиться к условиям их существования без чрезмерного напряжения. Они
не столь ранимы, чтобы ощущать нужду в контроле над пространством постели,
но и не сворачиваются вокруг себя, ища защиты перед лицом неопределенного
будущего.
Как мы увидим в следующей главе, смысл этих четырех основных поз
подчеркивается (зачастую и существенно модифицируется) положением рук и
ног. Существует много вариаций для этих поз, и мы их в дальнейшем
рассмотрим. Примеры - позы "сфинкса" и "свастики", которые получаются из
"простертой" позы; "обезьяны" и "ученика", связанные с "королевской"
позой; и, наконец, "мумии" и "цепочки" - вариации позы "полузародыша".
Позже мы увидим, что человек в течение ночи может принимать не одну
основную позу или связанные с нею. Хорошо спящий человек двигается в
среднем от двадцати пяти до тридцати раз за ночь. При этом речь идет о
крупных движениях, требующих значительных перемещений всего тела. Если же
человек болен или спит плохо из-за сильного беспокойства или возбуждения,
то он может сделать более сотни движений за ночь. И конечно, каждый из нас
совершает массу мелких движений - пальцами рук и ног, губами и челюстью.
Некоторые исследования показали, что индивидуум может принять до дюжины
различных положений в течение ночи. Однако многие из таких положений - это
зеркальное отображение других, а с точки зрения психологического смысла
две зеркальные позы - это во многом одно и то же. Кроме того, многие позы
принимаются лишь на короткое время, и это, в сущности, просто переходные
или промежуточные позы. Например, переходя от "полузародышевой" позы к
"королевской", человек может задержаться, так что верхняя часть спины уже
лежит полностью на постели, а бедра и ноги еще частично повернуты на один
бок. Это выглядит так, будто человек внезапно "застыл" на полпути между
двумя позами. Объяснение такого явления лежит, как мне кажется, в природе
БДГ-сна. Человек может начать смену позы, но оказывается неспособным ее
закончить из-за "паралича", наступающего с началом сновидения. Таким
образом, эти промежуточные позы не имеют специального значения, если они
непродолжительны - их основа физическая, а не психологическая. Однако
"перекрученная" поза, которую человек предпочитает и поэтому принимает в
течение длительных периодов времени, имеет особое значение, подобные
экзотические положения тела мы обсудим в шестой главе.
Если исключить зеркальные отображения и переходные позы, то окажется, что
большинство из нас принимает за ночь только две-три позы, имеющие значение
для анализа поведения. Каждый из нас имеет базовый индивидуальный диапазон
телесного выражения, отражающего как стандартные дискретные защиты, так и
характерологические защиты, которые мы используем ночь за ночью
повторяющимся образом и которые, как нам известно, для нас типичны. Мы,
конечно, можем обучиться новой позе сна, например, при повреждении спины,
когда будем вынуждены изменить основное положение тела во сне, чтобы
способствовать выздоровлению. Но обычно человек упорно придерживается
привычной позы. Она изменяется лишь с изменением нашей жизни.
Люди, живущие в городе, во время отпуска в деревне или на морском берегу
принимают другую позу сна. Если мы чувствуем себя более свободно или,
наоборот, более беспокойно, чем обычно, то поза, которую мы принимаем во
сне, отразит эти чувства. Позы сна (как альфа-поза, принимаемая в зоне
сумерек, так и омега-поза глубокого сна) чутко реагируют на ближайшие
жизненные ситуации. Если мы начинаем по-иному смотреть на мир или иначе
жить в нем (скажем, в результате психотерапии), наши позы сна тоже
изменятся, выражая этот новый тип поведения.
Сложности человеческого характера весьма точно отражаются в количестве
поз, которые данный человек может принять в течение ночи, и в той
индивидуальной комбинации, которую он выбирает. Например, человек, ложась
спать, может принять "королевскую" позу. По мере того как его уносит в мир
сна, он оставляет альфа-позу, поворачиваясь на бок. Интерпретируя такое
изменение, можно предположить, что этот человек думает о себе как о
властелине своего существования: его мнение о себе показывает выбор
"королевской" позы. Но затем, когда он уснул, глубинное отношение к жизни
его выдает. Во время сна, не чувствуя больше необходимости держать марку
перед внешним миром, он раскрывается как другой тип личности -
чувствительный, принимающий вещи как они есть. Если он проводит большую
часть ночи в позе "полузародыша", то можно заключить, что это отражает его
самый существенный способ отношения к миру. Альфа-поза, которую он принял
вначале, ложась в постель на спину, представляет другой аспект личности,
но не ее главную ориентацию.
Когда человек трудно засыпает, он может переменить альфа-позу на
омега-позу еще до того, как уснет. Чувствуя себя подверженным беспокойству
или стрессам, мешающим спать, он может ощущать неспособность вступить в
мир сна в своей привычной позе.
Бывает, что человек принимает позу, совершенно отличающуюся от привычных
ему альфа- и омега- поз. Так произошло с одной моей пациенткой, молодой
женщиной, которая вела весьма свободную жизнь, находя себе временные
заработки, часто меняя партнеров по сексу. В те периоды, когда она
получала работу или заводила новый роман с мужчиной, то обычно начинала
сон на боку, а затем переходила к "простертой" позе. Но когда ее жизнь
вступала в более напряженную фазу из-за потери работы или разрыва
отношений, она не могла заснуть, если не принимала позу "зародыша". Только
эта поза предоставляла ей в это время степень безопасности, необходимую
для вступления в мир сна.
Хотя у большинства людей есть целый диапазон поз сна, выражающих основные
позиции, которые они занимают в жизни, нужно понимать, что некоторые
комбинации вероятнее других. Человек, обычно спящий в "королевской" позе,
вряд ли будет принимать "простертую" позу регулярно. В воскресное утро,
желая поспать подольше, но будучи потревожен громким звуком проигрывателя
в квартире наверху, человек, обычно спящий в "королевской" позе, может
перевернуться на живот, как бы говоря: "Это моя постель, и я намерен в ней
оставаться, я еще не готов вставать". Но, снова заснув, этот человек,
вероятно, вернется к "королевской" позе - той, которая выражает его
основной способ жизни в дневном мире. Читатель не должен думать, что одна
поза обязательно "лучше" другой, и не должен беспокоиться, что данная поза
выдает его как "ненормального". Спящий в "королевской" позе может,
несмотря на его обычную уверенность, в какой-то момент встретиться с
трудностями, и это заставит его обратиться за лечением, в то время как
спящий в позе "зародыша" может никогда не испытать угрожающего стресса,
который требовал бы лечения или особого внимания.
Более того, хотя позы спящего имеют определенный смысл, нужно избегать
упрощенного подхода к ним. Четыре самые общие позы, рассмотренные в этой
главе, дают лишь введение к полному рассказу о позах сна. В последующих
главах, когда мы обсудим "малые" части тела, экзотические позы и сон
вдвоем, будет предложен полный словарь выразительных возможностей поз сна.
* * *
Мы начинаем определять свои позы сна в возрасте примерно трех месяцев.
Малыш, который уже приобрел возможность свободно двигаться и
самостоятельно поворачиваться, начинает принимать излюбленную позу. Это
происходит, когда ребенок полностью "осваивает" НБДГ - БДГ - цикл с его
внутренней защитой. В детстве - начале нашей жизненной драмы - возможно
экспериментирование с различными позами сна, в том числе весьма
необычными. Например, некоторые дети могут пройти через период, когда они
лежат лицом вниз, но так, что вес тела поддерживается коленями, а спина
открыта. Эта поза, называемая "сфинксом", демонстрирует сильное
сопротивление миру сна; ее можно встретить у детей, которые не любят
ложиться в постель в определенное время. Замечено, что ребенок принимает
определенную позу в возрасте около семи лет - к этому времени практически
закладывается основа характера человека и в жизни.
Иногда изменение поз сна происходит в период полового созревания, что
отражает сложнейшие события, происходящие в этот критический период роста.
Дочь одного из моих друзей, в сущности, здоровая девочка 12 лет, ставшая
жертвой незначительного сексуального инцидента, прислала мне следующее
письмо об изменении своей позы сна: "Я как раз прочла Вашу статью о сне.
Видите ли, около двух лет назад я спала в позе "полузародыша". Сперва я
спала на обоих боках, поворачиваясь туда и сюда (надоедает спать на одном
боку). Потом я устала вертеться и выбрала самый удобный правый бок. А
теперь я сплю в "простертой" позе. И я никогда не сплю на краю постели.
Всегда в середине. И люблю организовать все вокруг себя. Я просто хотела,
чтобы Вы это знали".
Хотя сама девочка не подозревала, почему она сменила позу, это четко
отражает ее -защитную реакцию на приставание. Выбор "простертой" позы
демонстрирует желание достигнуть большей безопасности в мире сна и взять
под контроль свои девические эмоции. Возможно, когда она повзрослеет и
память о перенесенном испытании станет не такой острой, потребность в
самозащите тоже уменьшится - и в этом случае она может снова вернуться к
"полузародышевой" позе. В сущности, поза сна, по-видимому, не фиксируется
окончательно до восемнадцати-девятнадцати лет, когда юноша или девушка
начинают освобождаться от детской зависимости.
Как уже отмечалось, мы можем изменить позы сна в течение жизни. Это часто
случается из-за физической необходимости, вызванной болезнью или ранением.
Некоторые пациенты с больным сердцем любят спать в почти сидячем
положении, используя несколько подушек, чтобы подпереть спину.
По мере того как сердцу становится все труднее работать, требуется все
больше подушек. Такие сердечные больные чувствуют свою неспособность
принять горизонтальное положение, с которым в норме связан вход в мир сна,
- они чувствуют, что само их существование, ограниченное трудностями
циркуляции крови, нуждается в "подпорке".
Заболевание и повреждение спины - это, возможно, самая обычная причина,
стимулирующая изменение поз сна.
Одна моя пациентка приспособилась к этому изменению следующим образом:
лежа на спине вблизи края постели, она засовывала пятку левой ноги под
матрас сбоку, а пятку правой - тоже под матрас, но в конце кровати; ее
левая рука, вытянутая к краю постели, сжимала внутреннюю сторону матраса,
а правая рука, переброшенная через верхний край кровати, сжимала этот
край. Таким путем ей все-таки удавалось контролировать мир сна так же
полно, как в "простертой" позе, доставляя себе достаточную безопасность,
чтобы уснуть.
Те, кто спит в "простертой" позе с руками, вытянутыми над головой,
подвергаются риску получить синдром брахиоплексуса, когда нервы и
кровеносные сосуды рук сжимаются из-за избыточного мускульного напряжения.
Чтобы облегчить онемение и боль в руках, приходится принять другую позу
сна. И опять это часто нелегко сделать, поскольку привычная поза
соответствует характеру и типу психологической защиты личности. Принять
новую позу сна - это, в некотором смысле, пойти против самой природы
личности. Тот факт, что смена позы в таких случаях часто требует
длительных усилий, показывает, как глубоко связаны определенные позы с
особенностями нашей личности.
Невролог д-р Торнер заметил, что пациенты, вынужденные спать в непривычной
позе, чтобы ослабить телесную боль, возвращаются к предпочтительной позе,
как только боль уменьшается. Например, пациент с больной печенью спал на
правом боку. Но из-за болей ему стало удобнее спать на спине. Когда ему
давали морфий и боль проходила, он снова спал на правом боку.
Считалось, что все движения во сне связаны просто с физическими
неудобствами. Врачи и исследователи думали, что сведенные мышцы или
давление на определенный нерв дают стимул для ночных движений тела. Однако
мои собственные наблюдения показали, что дело не в этом.
Тот факт, что даже людям, страдающим от боли, трудно уснуть в новой позе,
которая более удобна физически, но менее удовлетворительна психологически,
иллюстрирует, до какой степени позы сна связаны с личностью - гораздо
больше, чем с телесным комфортом. Кроме того, когда люди меняют положение
своего тела во сне, они часто принимают зеркальный образ предыдущей позы
(как игрок в бейсболе), а не выбирают какую-то иную конфигурацию.
Несомненно, физическое неудобство играет определенную роль в ночных
движениях тела, но в основном выбор новой позы имеет психологическую
природу. Какую позу ни выберет человек, двигаясь в ночи, она .и вновь
будет отражать его уникальный образ жизни в мире.
Глава V.
КОНЕЧНОСТИ.
Язык, на котором "говорит" тело в ночной темноте, может быть простым и
сложным, как грамматическое предложение. Основная поза определяет общий
смысл, но он подчеркивается или изменяется положением рук, ног и других
"малых" частей тела. Подобно тому, как прилагательные или наречия придают
простому предложению окраску и значение, "малые" части тела часто сообщают
позе более сложной смысл, иногда даже меняя ее общую тональность.
Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как "ведут" себя пятки,
лодыжки, запястья, локти, отражает индивидуальность личности, да и
голеням, коленям, бедрам есть что рассказать о нас. Даже ягодицы бывают
выразительны, когда два человека спят в одной постели. Начинаем с ног.
Ноги несут нас по жизни, плетемся мы или пританцовываем, идем, бежим или
стоим. На приеме у психоаналитика многие пациенты, испытывая тревожные
мысли или чувства, спускают с кушетки одну ногу на пол, принимая как бы
позу бегуна, стартующего с этой кушетки. И во сне положение ног много
говорит о том, как человек "стоит" и движется в жизни. Исследование,
проведенное в 1944 году, показало, что многие люди как бы ухватываются
ногами за постель. Это те, кто сопротивляется переменам в жизни, с
осторожностью относятся к неизвестному и неожиданному. Они часто
засовывают одну ногу или обе под матрас, как это делала женщина, описанная
в предыдущей главе. Во время сна с партнером некоторые люди обхватывают
ногами партнера, как бы пытаясь двигаться по жизни в ногу с ним. И
наоборот, человек может свесить ногу или ноги свободно с края или конца
постели, демонстрируя отказ согласовать себя полностью с ее пространством.
Как и те пациенты, что оставляют одну ногу, лежа на аналитической кушетке,
эти люди хотят иметь запасной маршрут, позволяющий им в любое время
ускользнуть.
Рис. 6. Поза "арестант".
Скрещенные лодыжки тоже имеют свое особое значение в словаре языка тела.
Это значение однажды открыл мне один из моих пациентов. Когда я попросил
его принять позу, в которой он спит, он лег в позу "полузародыша" и
сказал: "Видите, я совершенно нормален". Он знал, что поза "полузародыша"
- самая общепринятая из всех. Но лодыжки выдали его. Он спал с
разведенными коленями и скрещенными лодыжками - в позе "арестанта". Это
описание дает точную картину тех проблем, с которыми этот человек имел
дело в жизни. В своих личных отношениях он был "стреножен", не способен
достичь необходимой степени интимности с женщиной: любой контакт, в
который он вступал, был поначалу очень интенсивным, но из-за страха перед
реальным вовлечением в ситуацию он всегда отходил в сторону. Вдобавок в
начале лечения он жаловался на скучную - работу, неспособность завершить
свою диссертацию и на пассивность во многих других областях деятельности.
Несмотря на то, что он выглядел вполне квалифицированным и образованным
специалистом (имел образование и профессиональную подготовку в двух разных
областях), он чувствовал себя пленником собственного беспокойства,
неспособным мобилизовать себя. Положение лодыжек во сне точно отражало эти
его трудности.
Существует и несколько других конфигураций ног, имеющих значение при сне
на боку. Многие люди, спящие в позе "полузародыша", помещают ноги в
точности одна над другой: бедра, колени и лодыжки обеих ног соприкасаются
друг с другом. Я называю это позой "сандвича". Она говорит о значительной
степени комфортности в жизни человека. Как и во сне, в дневном мире такие
люди стремятся к симметричным отношениям с миром: насколько возможно, они
избегают каких-либо отклонений от того, что другие ожидают от них.
Рис. 7. Поза "сандвич".
Некоторые люди, хотя и спят на боку, но вытягивают ноги, нарушая тем
самым обычную конфигурацию позы "полузародыша". Как-то ко мне в контору
пришла группа из телевизионных новостей, чтобы снять фильм о моей работе,
связанной с позами спящих. Один репортер по собственной инициативе лег на
кушетке, желая показать мне позу, в которой он спит.
Лежа на боку, он полностью вытянул ноги и положил одну ногу на другую. Я
истолковал эту позу как демонстрирующую высокую степень активности -
репортер не позволял себе полностью расслабиться даже во сне, он держал
себя в готовности сразу шагнуть назад в "вертикальный" дневной мир. Я
назвал это позой "героя". Эта поза, будучи "продолжением" позы "сандвича",
указывает на активную и напористую личность, типичную для тех, кто всегда
в пути (каким и должен быть репортер в избранной им профессии).
Другая вариация позы "полузародыша". тоже связанная с положением нижних
конечностей,- это "фламинго". В ней одна нога вытянута, а другая согнута в
колене под острым углом, причем ступня иногда подсунута под голень
вытянутой ноги, а иногда лежит на ней. Прямая нога указывает на
самостоятельность, однако согнутая говорит о расслаблении и пассивности.
Эта поза характерна для лиц, которые обычно считаются
пассивно-агрессивными. В отношениях с людьми они выказывают как
пассивность, так и агрессивность, и оба эти элемента существенны в их
характере. Жизнь таких людей вполне может быть чем-то вроде игры в теннис
между двумя сторонами личности, так что они ведут в счете по очереди.
Положение верхней ноги во сне служит хорошим показателем сексуальной
открытости - или наоборот. Когда бедра разведены в позе клина, оставляя
открытым вход в генитальную область, индивидуум обычно открыт в
сексуальных отношениях. Если же бедра крепко сведены в позе бельевой
защелки - это говорит о робости, сдержанности и оборонительной позиции в
области секса. В главе, посвященной сну вдвоем, мы будем более подробно
рассматривать сексуальный смысл различных поз, а также "использование"
гениталий, ягодиц и груди для установления сексуального контакта с
партнером по сну.
Положение рук во сне также может указывать на напряжение или расслабление.
Как дирижер оркестра использует руки, чтобы передать музыкантам характер и
эмоции, заложенные в нотах симфонической партитуры, так и мы пользуемся
руками (и в дневном мире, и в мире сна), чтобы выразить богатые мелодии
нашей повседневной жизни.
Многие люди любят во время сна держаться за столбик кровати. Я называю это
позой "пуповины". Такие люди испытывают и в жизни потребность держаться за
кого-то или что-то, и они часто оказываются прилипчивыми, очень
зависимыми, не могут позволить себе оставить какую-то опору и ощущать себя
самими собой.
Не следует, однако, забывать, что рук у нас две. И нередко может
показаться, что правая рука не ведает о том, что делает левая.
Например, человек может вцепиться в столбик кровати правой рукой, а левая
при этом может быть вытянута и свободно свешиваться с края постели.
Расслабленная рука показывает, что человек склонен полностью вверить себя
"географии" постели, как и своему жизненному окружению. Зависимость, о
которой говорит сжатая рука (правая), противоречит свободно висящей левой.
В этом случае перед нами индивидуум с сильным элементом зависимости,
который, однако, отказывается этой зависимости полностью подчиняться. Его
руки демонстрируют степень такой двойственности. Этот конфликт между
потребностью твердо держаться и потребностью расслабиться будет скорее
всего проявляться во взаимоотношениях с другими-людьми. Он будет
чувствовать себя неуютно, если не найдет кого-то, к кому возможно
прильнуть, но будет столь же обеспокоен, если этот человек потребует от
него в эмоциональном смысле слишком многого.
Рис. 8. Поза "фламинго".
Может показаться, что такое внимание к положению рук во сне преувеличено.
Могут ли на самом деле руки рассказать столь много о личности?
Я отвечаю - да. За годы наблюдений вновь и вновь я обнаруживал, что
отдельные детали различных поз сна отражают всю личность. Если мужчина или
женщина привыкли спать в определенной позе ночь за ночью, это будет
свидетельствовать об их вполне определенных нуждах и страхах. И хотя
"язык" конечностей может быть весьма тонким, он от этого не становится
менее информативным.
Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна. Для
человека, спящего на боку в типичной позе "полузародыша", вполне
естественно держать руки перед туловищем на уровне верхней груди.
Люди, лежащие на спине в "королевской" позе, чаще всего держат руки на
матрасе, по бокам туловища, причем ладони согнуты, показывая максимальную
готовность воспринимать внешний мир. В случае "простертой" позы руки
обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты. Эта поза - поза "лягушки" -
имеет тот недостаток, что иногда с ней связаны трудности циркуляции в
руках, - это и есть упомянутый выше синдром брахиоплексуса.
Если прочно переплетенные руки поддерживают живот или сложены на животе
одна над другой, требуется новое толкование. Это защитная поза. Живот,
конечно, ассоциируется с пищей и, возможно, с отношениями между ребенком и
кормящей матерью. Одна женщина-пациентка, которую часто били в детстве,
спала в "королевской" позе, но не по обычной причине (безопасности и
открытости), а из потребности быть в максимальной готовности отразить
возможное нападение. Сложенные руки показывают, что она в действительности
не имела чувства безопасности в этой позе, иначе руки оставались бы
расслабленными, подтверждая открытость основной позы. Когда ее состояние
улучшилось по мере лечения, эта пациентка начала спать на боку, показав с
определенностью, что "королевская" поза не была для нее естественной, а
принималась для физической защиты.
В какой-то момент, когда терапевт уехал в отпуск и пациентка лишилась
чувства безопасности, приобретенного в процессе лечения, она снова стала
спать на спине с руками, сложенными на животе. Но как только психотерапевт
вернулся, она снова самопроизвольно приняла позу на боку.
Вытягивание рук над головой в различных позах тоже многозначительно. Мы
ухе упоминали позу "лопасти", в которой голова покоится между ладонями, а
локти разведены в стороны, что характерно для лиц, использующих
интеллектуализацию в качестве защиты. Восхваляя покойного социального
философа Хапну Арендт, писательница Мэри Маккарти заметила, что ей удалось
наблюдать, как мисс Арендт размышляете она лежала на кушетке, а руки были
подложены под головой в виде лопастей.
Рис. 9. Поза "лопасти".
В позе "гимнаста" человек лежит на спине, держа руки в нескольких дюймах
от ушей, как бы поднимая штангу или подтягиваясь на перекладине. Такое
положение рук усиливает чувство удовлетворения, связанное с "королевской"
позой. Зато иногда руки полностью вытянуты в позе капитуляции, как сели бы
спящий подчинялся команде "Руки вверх!". Здесь руки бездействуют и
остаются полностью на виду, демонстрируя пассивность, до некоторой степени
противоречащую основной "королевской" позе (но мы знаем, что бывают не
только сильные, но и слабые короли).
Иногда рука во сне захватывает противоположное плечо (это может быть
сделано обеими руками). Выглядит же это так, как если бы человек озяб и
нуждается в чьем-то тепле. Однако люди, принимающие эту съеженную позу,
редко открыто выражают свои потребности - их пальцы обычно крепко сжаты, а
вовсе не раскрыты, как было бы при настоящем объятии.
В дневной жизни мы многое выражаем жестами рук, поясняя то, что хотим
сказать. Во сне мы неспособны выразить свои мысли посредством связной
речи, зато руки становятся еще более выразительными: подобно глухонемым,
мы используем их чрезвычайно наглядно. Например, один мужчина всегда спал
приложив палец ко рту, как бы говоря: "Шшш, тихо..." Другая моя пациентка
во сне прикрывала рукой генитальную область - жест, истолковать который
несложно. Но в этом случае защитный жест содержал противоречивый элемент.
Иногда эта женщина засыпала, держа в руке коробок спичек, рука же
по-прежнему лежала над гениталиями. Это указывает, что потенциально она
была способна к быстро вспыхивающему сексуальному возбуждению и в то же
время защищалась против такого возбуждения.
Когда руки сжаты в кулаки (поза "боксер"), это живо демонстрирует
агрессивность и - враждебность. Один молодой человек, обычно спавший с
скрытыми ладонями, сжимал их, однако, в кулаки во время визитов к
родителям, чем весьма ясно демонстрировал свои чувства по отношению к
своей семье. Как мы увидим в главе о сне вдвоем, руки и другие "малые"
части тела выражают агрессивность или любовь в отношении спящего партнера.
Однажды моя пациентка, разведенная женщина, к своему удивлению узнала, что
ее бывший муж собирается жениться на одной из ее лучших подруг. Ее реакция
на эту новость проявилась в мире сна тем, что руки сжимались в кулаки, но
таким образом, что большой палец всовывался внутрь между ладонью и
остальными пальцами. Такой мнимый кулак показывал двойственность в ее
отношении к собственной агрессивности. В дневной жизни она справлялась с
ситуацией в точности таким же образом: испытывала обилуй гнев, но в то же
время была неспособна их выразить, так как понимала, что не имеет
объективных причин сердиться.
Рис. 10. Поза "бокс„р".
Одна из моих пациенток, которой была удалена правая грудь (рак), изменила
позу сна в двух отношениях. Раньше она спала в основном на правом боку, но
после операции для большего физического комфорта повернулась на левый бок.
Из-за психологической боли, которую она стала ощущать после операции, эта
пациентка начала закрывать лицо руками - классический жест траура.
Все эти примеры показывают, как глубоко выразительны могут быть руки в
мире сна. Во сне мы разыгрываем драму нашей жизни, используя вместо слов
собственные тела, чтобы выразить радость и печаль, любовь и ненависть. В
ночном мире каждый из нас средствами пластики рассказывает свою личную
повесть.
Глава VI.
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПОЗЫ.
В этой главе мы опишем экзотические позы, дающие дальнейшую демонстрацию
того, до какой степени они выявляют основные отношения между людьми, а
также отношение человека к различным жизненным ситуациям. Некоторые из
этих поз редки, даже уникальны, другие, будучи более обычными, все же
своеобразны в том или ином отношении.
Поза "страуса" - одна из наиболее часто встречающихся экзотических поз.
Те, кто привык спать в этой позе (положив подушку на голову), очевидно,
пытаются закрыться от трудностей жизни. Они выражают желание игнорировать,
насколько это возможно, дневной мир, в надежде, что он просто улетучится.
Необычной эту позу делает то обстоятельство, что уши человека закрыты (а
они служат нам системой предупреждения в мире сна). Слуховое чувство не
просто остается самым острым из всех во время сна, в действительности оно
еще усиливается, особенно на стадии БДГ.
Во время бодрствования мы можем слышать звуки в диапазоне примерно от 35
до 130 децибелов (децибел - это единица, используемая для измерения
различий в интенсивности звука). Разговор на расстоянии 12 футов имеет
громкость 50 децибелов, гром - 70, транспортный шум в Нью-Йорк Сити - 80 и
более, верхний предел - 130 - это самый громкий шум, который может
выдержать человеческое ухо; этот уровень достигается усиленным звуком на
концертах некоторых рок-групп.
Однако во сне нижний предел еще уменьшается, и ухо становится
чувствительным к звукам, которые оно, как правило, не воспринимает во
время бодрствования. Правда, как уже отмечалось, мы избирательно
воспринимаем то, что слышим во время сна. Человек, живущий рядом с
железнодорожной насыпью, будет "отсекать" металлический грохот, но
мгновенно проснется от тихого звука, если кто-то балуется с дверным
замком. Мы глухи к обычным звукам, но настороже по отношению к необычным,
особенно если они связаны с опасностью. Важно, чтобы этот канал восприятия
оставался открытым во время сна с целью самозащиты. Я никогда не встречал
человека, который закрывал бы во сне уши руками. Следовательно, те люди,
которые закрывают голову подушкой большую часть ночи, защищая уши, ярко
демонстрируют, что они хотят защититься от требований дневного
существования (аналогичное психологическое значение имеет использование
ушных затычек).
Рис. 11. Поза "мумия".
Для таких людей важнее зарыть голову в песок ночного сна, чем защитить
себя от возможной опасности.
Сходный смысл имеет поза "мумии", в которой человек пеленает себя
покрывалом так плотно, что фактически остается всю ночь связанным. При
этом покрывало натягивается и на голову - так люди символически прячутся
от мира. Обычно они боятся конфронтации с дневным миром и склонны,
например, на вечеринке удалиться в угол комнаты. Подобно упомянутому выше
Человеку-конверту, который всегда помещает сигареты, спички и бутылку
кока-колы со стаканом на ночной столик для создания чувства безопасности,
люди, принимающие позу "мумии" во сне, часто проявляют потребность держать
поблизости в течение ночи определенные предметы, важные для них в дневном
мире. Это весьма напоминает египетских фараонов, которые требовали, чтобы
с ними были похоронены их сокровища, - они должны сопровождать хозяина в
путешествии по загробному миру.
Позу "сфинкса", как мы уже видели, чаще всего принимают дети, однако она
встречается и у взрослых. Стоя на коленях и наклонившись, эти люди
поднимают спину, буквально сопротивляясь миру сна. Когда сон берет свое,
они склоняются на колени, но, подобно чемпиону по боксу, отказываются
окончательно сдаться и принять горизонтальное положение. Некоторые дети
остаются в этой позе часами и лишь потом переходят в нормальную позу или
их приводят в нее обеспокоенные родители. У взрослых позу "сфинкса" часто
принимают плохо спящие люди, которые хотят вернуться в дневной мир как
можно скорее, чтобы продолжить свою борьбу с жизнью.
Рис. 12. Поза "сфинкс".
Одна из моих пациенток привыкла спать в позе, которую мои друзья,
наблюдавшие ее спящей, назвали позой "обезьяны". Она лежала прижав плечи к
постели, а нижняя часть ее тела была несколько повернута и слегка
скручена. Ее правая нога была перекинута через левую, защищая генитальную
зону, причем нижняя часть ноги лежала свободно. Другая нога была вытянута
полностью, как и руки, вскинутые над головой. Скрученное туловище и
вскинутые конечности создают характерное "обезьянье" очертание позы.
Рис. 13. Поза "обезьяна".
Поза "обезьяны" - одна из противоречивых. Руки в ней вытянуты как бы ища
контакта, но гениталии защищены покрывающими их бедрами. Верхняя половина
тела словно пытается принять "королевскую" позу, а нижняя - позу
"полузародыша". Упомянутая молодая женщина и в дневной жизни проявляла
подобное противоречие. Она постоянно искала сексуального контакта, но
оказывалась неспособной установить открытые отношения с партнером. Она
была очень чувствительной личностью, но уклонялась от полного выражения
чувств. Поза "обезьяны" или какой-либо ее вариант часто принимается
многими молодыми людьми на краткое время в течение ночи, когда они
переходят от позы "полузародыша" к "королевской" позе или наоборот. Если
же это просто переходная поза, ее значением можно пренебречь. Только
тогда, когда эта поза принимается как предпочтительная на большую часть
ночи, ей можно дать поведенческое истолкование.
Один из моих пациентов трудно засыпал с раннего детства. Беспорядочные
мысли, проносившиеся в его мозгу, неумение отключиться от тревог внешнего
мира не давали ему заснуть. В результате на следующий день он чувствовал
себя слишком усталым, неспособным нормально учиться и работать. Чтобы
избежать этих проблем, он нашел такую позу, которая облегчала переход в
мир сна. Для этого брались две подушки: одна для головы, а другую он
прижимал к груди и крепко обнимал руками. Тело его располагалось в позе
"зародыша",- а правая рука была около щеки. Когда двух подушек под рукой
не оказывалось (например, во время путешествия), он сооружал вторую
импровизированную подушку из куртки или плаща.
Затем он обратился к гипнотизеру и постепенно перешел к новой тактике
засыпания. В результате внушений гипнотизера, прослушиваемых с
магнитофонной ленты, он, отходя ко сну, сперва ложился на спину, вытянув
левую руку вдоль туловища. Но чтобы уснуть в этой, позе, правую руку
держал не так, как внушал гипнотизер, а закрывал ею правый глаз. Он
утверждал, будто это заслоняет ему часть мира, но в то же время держал
левый глаз открытым, желая отвлечься от скачки тревожных мыслей.
Рис. 14. Поза "циклоп".
Так лежал он до тех пор, пока комбинация предписанных ему снотворных
таблеток и внушения магнитофонного текста не вводили его в сон. Я назвал
это позой "циклопа". Интересно отметить, что, рисуя проективные фигуры
(которые представляют собой "самоизображения" в психологических тестах),
этот молодой человек оставлял не нарисованные зрачки, изображая только
контуры глаз, уставившихся в мир.
Теперь, в ходе лечения, этот пациент стал менее беспокойным, а мир - менее
угрожающим для него. В результате он уже не испытывал потребность держать,
засыпая, один глаз открытым. Он был уже способен лучше контролировать
поток своих мыслей и мог использовать другие, позы сна. В альфа-позе он
стал лежать на спине, положив подушку на грудь. Когда же он чувствовал,
что засыпает, то продолжал принимать в качестве омега-позы прежнюю позу
"зародыша", оборачиваясь вокруг подушки-сердечника. Но то, что он теперь
держал подушку на груди в готовности к переходу к омега-позе, указывает на
растущую уверенность в своей способности уснуть. Таким образом, присущее
ему сопротивление полной открытости по отношению к жизни, иллюстрируемое
позой "зародыша", продолжалось, но благодаря прогрессу некоторых аспектов
его личности экзотическая поза "циклопа" перестала быть необходимой. Мы
еще раз можем видеть, как меняется поза сна со сменой образа жизни - в
данном случае с помощью психотерапии.
Рис. 15. Поза "голландка".
Другую позу с использованием подушки я называю "голландкой". "Голландка"
- это длинная полотняная подушка в виде диванного валика, покрытая
хлопковой наволочкой. Такие подушки на Дальнем Востоке ввели в обиход
голландские колонисты. Поскольку полотно имеет низкую теплоемкость, оно
долго не нагревается, и подушка охлаждает спящего, а хлопковая наволочка
поглощает пот. Подушку обычно кладут вдоль кровати, а спящий обнимает ее
как партнера (отсюда и название).
Для одного их моих пациентов общение с женщинами было весьма
проблематично. Он рассказал, что до восьмилетнего возраста сосал свой
большой палец, и, чтобы избавиться от этой дурной привычки, стал
засовывать руку под подушку. Так он продолжал спать до 13-14 лет. Затем,
побуждаемый сексуальным импульсом во время полового созревания, он начал
перемещать подушку во сне все дальше и дальше в сторону от себя. Таким
образом, роль подушки менялась от функции безопасности к функции любви. К
15 годам он спал на самой подушке, которую помещал под собой, вдоль тела,
параллельно его продольной оси. Между 17 и 18 годами он прошел через
защитный период особенно сильного отчуждения от женщин - и подушка,
которая раньше обеспечивала ему комфорт в качестве заменителя объекта
любви, теперь каждую ночь сталкивалась на пол, полностью отвергалась, сам
же он лежал в "простертой" позе на опустевшей кровати. Наконец, в возрасте
20 лет он принял позу "голландки". Теперь он стал более зрелым и
уверенным, и женщины уже свободно проникали в его фантазии. Подушка
помещалась вдоль тела, параллельно ему, и он лежал, охватив ее одной
рукой. Другая рука была вытянута вперед, покоясь на постели. Он больше не
принимал "простертой" позы, а лежал на боку, правая рука обнимала подушку.
Поза "голландки" позволила ему в фантазиях принимать партнера на кровати,
хотя в реальной жизни у него все еще не было действительных контактов с
женщинами. Позже, обсуждая сон вдвоем, мы увидим, что происходило с позой
сна этого пациента, когда он наконец стал способен строить отношения с
реальной женщиной.
Некоторые люди спят, зажав подушку между коленями. Эту позу часто
объясняют тем, что в позе "сандвича" давление верхнего колена на нижнее
причиняет боль, подушка же используется, чтобы ослабить это давление.
Такая интерпретация, предлагаемая моими пациентами, кажется нам
подозрительной. Возьмем, например, случай молодой женщины, которая начала
спать с подушкой между коленями вскоре после замужества, когда она
забеременела. Из-за увеличения живота ей стало неудобно спать в обычной
для нее "простертой" позе, и она стала спать на боку, заявив при этом, что
без подушки у нее болят колени. Однако при изучении ее биографии
выяснилось, что с самого раннего возраста она ездила верхом на лошади. Ее
отец, который был отличным наездником, начал брать дочь с собой на
верховые прогулки вскоре после того, как она научилась ходить, - он сажал
ее на лошадь перед собой. Позже она стала первоклассной наездницей. Во
время беременности эта женщина чувствовала особую потребность в
обеспечении безопасности. Поэтому во сне она приняла позу "всадника" - и
ассоциация этой позы с отцом давала ей чувство безопасности и позволяла
спокойно встретить перспективу родов. Эта поза оказалась настолько
эффективной, что она продолжала в ней спать, хотя ее первая, да и
следующая беременности давно уже в прошлом.
* * *
Среди поз, зарегистрированных сотрудницей Адлера Сюзанной Шалит, особенно
интересны две экзотические позы. Она описывает одиннадцатилетнего
мальчика, который питал глубокий интерес к театру и обожал принимать
театральные позы. Эта его театральность продолжалась и на ранних стадиях
сна. Иногда он спал на спине, держа голову высоко, а руки - скрещенными за
головой, колени его были подняты, а ноги - перекрещены. Я уже отмечал,
что, согласно моему опыту, люди, связанные с театром, обыкновенно спят в
"королевской" позе.
В позе этого мальчика поднятые колени и скрещенные руки производили еще
более царственный эффект, чем обычно. В другое время он спал на боку,
подпирая щеку рукой, а другую руку он располагал как бы подбоченясь. По
всей видимости, он принимал ночную позу для театрального фотографа. Я
прозвал это позой "актера". Мальчик поддерживал эту картинную позу
несколько часов, а затем, релаксируя, переходил к более нормальной позе
сна.
Рис. 16. Поза "актер".
Замечательный случай, также описанный Шалит, относится к сорокалетней
одинокой женщине, высокой миловидной блондинке, которая вышла из прусских
военных кругов и научилась действовать как типичный юнкер.
Она носила коротко остриженные волосы на военный манер, была всегда
энергична, делала все быстро и точно. Когда она спала, то всегда была "на
страже". Ее руки были вытянуты по бокам туловища. Она напряженно
вытягивала шею, а подбородок втягивала. Даже пальцы ее ног были вытянуты
насколько возможно. Я называю это позой "воина", она представляет для меня
специальный интерес, потому что один из моих пациентов спал в позе, ее
повторяющей, но с одним существенным отличием. Этот пациент, мужчина
тридцати с небольшим лет, значительную часть детства провел обучаясь в
военной школе, живя в мире солдатской тренировки и подчинения. Он
рассказал, что в детском и уже во взрослом возрасте был подавлен и даже
терроризирован своим властным отцом, - это отразилось на позах сна. Он
часто целую ночь спал сидя, держа руки по сторонам тела и вытянув ноги
прямо перед собой. В данном случае верхняя часть тела принимала "военную"
позу, а нижняя часть, начиная с бедер, ее нарушала, так что верхняя и
нижняя части образовывали между собой угол почти в 90 градусов, и этим
отвергались подчиненные, упорядоченные аспекты основной позы. В самом
деле, из-за конфликтов с отцом в его характере происходила непрерывная
борьба между самоутверждением и пассивным подчинением авторитету - борьба,
которая затрудняла ему возможность прийти к определенным решениям или
переменить свою жизнь.
Рис. 17. Поза "воин".
То, что верхняя часть его тела нарушала нормальную горизонтальную ось сна,
тоже весьма важно. Дело в том, что у этого пациента было много случаев
хождения во сне, чаще всего для того, чтобы залезть в холодильник и есть
все подряд. И все это во сне! После этого он часто возвращался - в постель
и принимал экзотическую позу. Спал на правом боку, поддерживая голову
рукой, согнутой в локте, приподнимая часть тела примерно на 30 градусов от
горизонтальной плоскости постели. Я назвал эту позу позой "сибарита". Она
имеет разительное сходство с позой, которую римские сибариты принимали на
пирах.
Рис. 18. Поза "сибарит".
Для этого человека поза "сибарита" имела двойное значение. Она не только
имитировала позу приема пищи, но и могла также рассматриваться как
частичное принятие двоенной" позы, от которой он отказался. Раскинувшийся
сибарит и дисциплинированный солдат, марширующий в строю, очевидно, не
ладят друг с другом как личности. И в самом деле, этот молодой человек как
в дневной жизни, так и в позе сна, был как бы зажат между этими двумя
противоположными аспектами своей жизни.
Для лечения этого пациента по поводу сомнамбулизма и сидячей позы сна (и
то и другое возникает на стадии 4 НБДГ-сна) я прописал ему лекарство,
которое сокращает стадию 4 и способствует БДГ-сну, так что вместо
"выхаживания" своих конфликтов он их "засыпал". Лекарство помогло, и он
оставил эти экстремальные позы сна, но зато начал жаловаться на зажатость
с правой стороны шеи. Его подруга заметила, что во сне он поворачивал
голову вправо, выгибал тело и поддерживал такую позу почти всю ночь. Было
видно, что во сне он все еще пытается принимать оборонительные позы, к
которым прибегал раньше, но которые по большей части исключило лекарство.
Чтобы избавиться от этого, оказалось достаточным все это просто ему
объяснить.
* * *
Мне рассказали еще о нескольких экзотических позах. В отношении некоторых
из описанных ниже случаев я не располагаю подробной информацией о лицах, к
которым они относятся; поэтому остановлюсь на них лишь кратко и предложу
возможное объяснение этих поз на основе моего клинического опыта. Одна из
таких поз - поза "горы". Человек лежит на спине, одно или оба колена
подняты, подобно холму или горе в центре постели. Как мы знаем,
"королевская" поза - показатель чувства безопасности и самоодобрения.
Однако поднятое колено нарушает основную конфигурацию, в том числе ее
горизонтальную ось. Зато гениталии в этой позе гораздо лучше защищены, чем
в обычной "королевской". Индивидуум как бы говорит: "Я - особая личность,
и путь к интимным отношениям со мной не будет легким. Вам придется взять
определенную высоту и доказать, что заслуживаете этого". Высокая
самооценка здесь подчеркнута, но открытость и "дающие" аспекты
"королевской" позы смягчены.
Женщина, которая противилась сексуальным отношениям с мужчиной (мужем),
спала в позе "гимнаста" - как если бы ее тело в темноте стремилось занять
сидячее положение. Она помещала за спиной подушку и спала более или менее
сидя, делая тем самым невозможной для мужа, спящего в позе "полузародыша",
физическую близость с ней. С течением времени она все больше и больше
садилась во сне, все сильнее удаляясь от мужа. В конце концов она купила
специальную подушку, поддерживающую ее сидящей с прямой спиной, так что
получилась оборонительная поза сна.
Другая женщина тоже спала сидя, но совсем в другой позе. Ее ноги были
сложены почти как в позе лотоса (одна из основных в йоге). Но вместо того
чтобы отклониться назад на подушку, она сгибала верхнюю часть тела вперед,
а голову склоняла к коленям. Я называю эту позу "моллюск". Она,
по-видимому, указывает на сложную, хотя не обязательно конфликтную,
индивидуальность. Развернутые в коленях ноги оставляют открытыми
гениталии, но склоненное над ними тело демонстрирует очевидное стремление
к самозащите.
ОСНОВНЫЕ ПОЗЫ СНА
Моя пациентка, молодая женщина, лежит на психоаналитической кушетке,
демонстрируя позу, в которой спит. Она уже описала эту позу словесно, но я
попросил ее продемонстрировать. Так достигаются три цели: во-первых, это
дает ей ощущение личного участия в эксперименте (разыгрывается нечто вроде
психоаналитической драмы); во-вторых, то, что она мне рассказала, получает
конкретное подтверждение; и, наконец, это позволяет мне подметить детали,
которые она, возможно, не сочла достаточно важными для подобного описания.
Молодая женщина приняла одну из четырех основных, базовых поз - "зародыш".
Она лежит на боку свернувшись, ноги согнуты в коленях, колени подтянуты
как бы в попытке достать ими подбородок. Все тело свернуто в клубок
(калачиком).
экстракт из:
НОЧНОЙ РАЗГОВОР ТЕЛА. Самюэл Данкелл
Моя пациентка, молодая женщина, лежит на психоаналитической кушетке,
демонстрируя позу, в которой спит. Она уже описала эту позу словесно, но я
попросил ее продемонстрировать. Так достигаются три цели: во-первых, это
дает ей ощущение личного участия в эксперименте (разыгрывается нечто вроде
психоаналитической драмы); во-вторых, то, что она мне рассказала, получает
конкретное подтверждение; и, наконец, это позволяет мне подметить детали,
которые она, возможно, не сочла достаточно важными для подобного описания.
Молодая женщина приняла одну из четырех основных, базовых поз - "зародыш".
Она лежит на боку свернувшись, ноги согнуты в коленях, колени подтянуты
как бы в попытке достать ими подбородок. Все тело свернуто в клубок
(калачиком).
экстракт из:
НОЧНОЙ РАЗГОВОР ТЕЛА. Самюэл Данкелл