Випассана -- это такая простая вещь, что даже маленький ребенок может делать ее. В действительности, маленький ребенок может делать это лучше, чем вы, потому что его ум еще не заполнен мусором; он еще чист и невинен.



Есть три способа для того, чтобы делать Випассану -- вы можете выбрать тот, который подойдет вам лучше всего. Первый из них: осознание всех ваших действий, вашего тела, вашего ума, вашего сердца. Идя по улице, идите с осознанием. Поднимая руку, вы также должны прекрасно осознавать, что вы поднимаете руку. Вы можете делать это бессознательно, чисто механически. Вы на утренней прогулке: вы можете идти, не осознавая своих шагов. Будьте внимательны к каждому движению своего тела. Когда едите, будьте внимательны к этим движениям также, как и к тому, что вы едите. Принимая душ, будьте внимательны к прохладе, которая пронизывает ваше тело, к воде, к этой невероятной радости... Просто будьте внимательны. Этого не может с вами быть в бессознательном состоянии.



И все то же самое касается ума: какая бы мысль не появилась на экране вашего ума, просто будьте наблюдателем. Какая бы эмоция не появилась на экране вашего сердца, просто оставайтесь наблюдателем -- не вовлекайтесь, не отождествляйте себя, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не имеет отношения к вашей медитации. Ваша медитация должна быть осознанием без выбора.



Однажды вы будете способны видеть очень тонкие настроения: как грусть опускается на вас, словно ночь медленно опускается на землю, как -- совершенно случайно -- какая-то мелочь делает вас счастливым.



Просто будьте наблюдателем. Не думайте: "Я в грусти". Просто знайте: "Вот грусть, вот радость. Я сталкиваюсь с определенной эмоцией в определенном настроении". Но вы всегда где-то далеко: наблюдатель на холме, а все остальное происходит в долине. Это один из способов для того, чтобы делать випассану.



Для женщины, по моему ощущению, это самая легкая вещь, поскольку женщина более внимательна к своему телу, нежели мужчина. Это ее природа. Она более сознательна к тому, как она выглядит, более сознательна к тому, как она движется, более сознательна к тому, как она сидит; она всегда сознательна в том, чтобы быть изящной. И это не только установка; в этом есть что-то естественное и биологическое.



Матери, у которых по меньшей мере двое или трое детей, в определенное время всегда начинают чувствовать, мальчика или девочку они носят в себе. Мальчик начинает играть в футбол: он размахивает своими ножками, он начинает объявлять о своем существовании. Девочка остается тихой и спокойной: она не играет в футбол, она не пинается, она не объявляет о себе. Она остается такой тихой, как это только возможно, такой спокойной, как это только возможно.

Так что это не вопрос установок, поскольку уже в матке можно увидеть разницу между мальчиком и девочкой. Мальчик всегда очень суматошен; он не может сидеть на одном месте. Он хочет все попробовать, он хочет все знать. Девочка ведет себя совершенно по-другому.



Вторая форма випассаны -- это дыхание, осознание своего дыхания. Когда вы делаете вдох, ваш живот начинает подниматься, когда вы делаете выдох, живот опускается. Второй метод -- это осознанность по отношению к своему животу, к тому, как он поднимается и опускается. Простая осознанность к своему животу, как он поднимается и опускается... Живот находится очень близко к источникам жизни, ребенок соединен с жизнью через пупок. За пупком находится его жизненный источник. Поэтому когда живот поднимается, настоящая жизненная энергия, весна жизни поднимается и опускается с каждым вдохом и выдохом. Это не так уж и сложно, и, возможно, даже проще, потому что это единая техника.



В первой технике вы должны быть осознанными по отношению к своему телу, вы должны быть осознанными по отношению к уму, к своим эмоциям, настроениям. Это три ступени. Во второй технике только одна ступень: только живот, поднимающийся и опускающийся. Но результат тот же самый. Как только вы становитесь более осознанными по отношению к животу, ум становится тихим, сердце становится тихим, настроения исчезают.



Третья техника -- это осознанность к вашему дыханию на вдохе, когда дыхание проходит через ваши ноздри. Ощущайте это так остро, как только возможно. Дыхание охлаждает ваши ноздри. Затем вы делаете выдох... снова вдох, снова выдох...



Это тоже возможно. Это легче для мужчин, чем для женщин. Женщины более осознанны к своему животу. Большинство мужчин даже не дышит так глубоко, чтобы дыхание достигало живота. Их грудь поднимается и опускается, потому что в мире существуют ложные представления об атлетике. Определенно это придает более красивую форму телу, если ваша грудь выше, а живот практически не существует.

Мужчина выбрал дыхание, которое проходит только сквозь грудь, так что грудь становится все больше и больше, а живот уменьшается. Так, ему кажется, он выглядит более атлетично. Во всем мире, за исключением Японии, атлеты и тренеры придают особенное значение дыханию, при котором вы наполняете легкие, расширяя грудь и втягивая живот. Идеал -- это лев, чья грудь огромна, а живот совсем крошечный. Так что будьте, как лев; это стало правилом для атлетов и людей, которые работают со своим телом.



Япония -- это единственное исключение, единственная страна, где не считают, что грудь должна быть широкой, а живот -- втянутым. Это требует определенной дисциплины -- втягивать живот; это не естественно. Япония выбрала путь естества; следовательно, вы будете удивлены, увидев японскую статую Будды. Вы сможете мгновенно определить, индийская это статуя или японская. Индийские статуи Гаутама Будды имеют очень атлетичные тела: живот маленький, а грудь широкая. Японский Будда выглядит совершенно иначе; его грудь совершенно не видна, потому что его дыхание идет через живот, зато его живот гораздо больше. Это не выглядит симпатично, потому что в мире превалируют обратные представления о красоте тела. Но дыхание через живот более естественно, более расслабляюще.



Это случается ночью, когда вы спите: вы не дышите через грудь, вы дышите через живот. Вот почему ночью люди так расслабляются. После сна, утром вы чувствуете себя таким свежим, таким молодым, поскольку всю ночь вы дышали естественно... вы были в Японии!



Вот два аспекта: если вы боитесь дышать через живот и опасаетесь, что его поднятия и опускания могут разрушить вашу атлетическую красоту... мужчины более заинтересованы в этой атлетической форме. Тогда для них это легче -- наблюдать дыхание через ноздри, там, где оно входит. Наблюдайте вдох и выдох, наблюдайте.



Вот эти три формы. Каждый может это делать. И если вы хотите объединить две формы, вы можете объединить их; тогда ваши усилия станут более эффективными. Если вы хотите делать сразу три формы, делайте три формы сразу. Тогда процесс будет происходить быстрее. Но все зависит от вас, что для вас легче.

Помните: то, что легко, то и есть правильно.



Когда медитация утверждается в вас, ум становится тихим, эго исчезает. Вы будете там, но больше не будет этого "я". Тогда двери открыты. Просто ожидайте с любовью в сердце, с радушием, этого момента, величайшего момента в жизни каждого человека -- просветления.



Этот момент наступит... Определенно наступит. Он не будет отложен ни на единый миг. Когда вы будете настроены правильно, это неожиданно случится в вас, трансформирует вас. Старый человек умрет, и новый появится на свет.



Большой шеф Сидящий Бык страдал от запоров. Он отправил свою любимую наседку к доктору за помощью. Доктор дал ей для него три талетки и попросил сообщить ему, как дела, следующим утром.



На следующее утро она вернулась с сообщением: "Он никак не может". Доктор велел ей удвоить дозу.

На следующий день она снова вернулась с сообщением: "Он никак не может". Снова он велел ей удвоить дозу.

Снова она вернулась с тем же самым. Так продолжалось неделю, и в конце концов доктор велел ей дать мужу целую коробку.

На следующее утро она пришла к нему очень расстроенная. "Что случилось, детка?", -- спросил доктор. Она посмотрела на него со слезами в глазах и ответила: "Много дерьма, нету шефа!".

Однажды это случится с вами, и это будет великий момент. Вот что я называю правильным моментом.



Ошо: The New Dawn , Chapter 16



smeshno i grustno...